top of page
Завиток.png

БАЯДЕРКА

 

«Баядерка» — один из самых популярных балетов из «золотого фонда» русской классики. Премьера спектакля на музыку Людвига Минкуса в постановке Мариуса Петипа состоялась в 1877 году. Танцевальным языком в нем рассказана история любви знатного индийского воина и храмовой танцовщицы — им не удается соединиться на земле, но они находят друг друга в царстве духов. В балете органично смешались представления об экзотической Индии — стране факиров и магараджей — и возвышенная поэзия классического танца.

Идея написать балет на эту тему высказал сам Петипа, а автором либретто выступил С. Н. Худеков, историк балета, пробующий свои силы в драматургии. Апофеоз (финальная торжественная сцена произведения) был написан самим хореографом.

Литературным источником содержания балета "Баядерка" послужила драма "Шакунтала" ("Сакунтала"), написанная древнеиндийским поэтом Калидасом. Это было одно из первых произведений Древнего Востока, переведенных на европейские языки. Вторым же источником, благодаря которому главная героиня стала баядеркой, называют балладу Гете "Бог и баядерка".

Баядерками (баядерами), называли девочек, которые по обету родителей или при рождении посвящались божеству и жили при храме до конца жизни. Баядерки не имели права покидать стен храма без разрешения брамина.

«Баядерка» – это красивая история о любви, верности и предательстве, окутанная индийскими мотивами, словно причудливыми узорами. Спектакль каждый раз задает сложный вопрос зрителю – что же выбрать, прислушаться к зову сердца или голосу разума, чтобы угодить земным законам и строгим правилам? Вот уже более ста лет публика каждый раз переживает вместе с главными героями эту драму, наблюдая за историей любви индийской танцовщицы Никии и знатного воина Солора. Простой и понятный сюжет, красивая музыка, талантливая работа сценариста и режиссера, гениальная разработка хореографа – это и есть те составляющие, благодаря котором спектакль до сих пор с успехом ставится на разных мировых сценах. 

Краткое содержание спектакля:

I Действие

I Картина

Военачальник Солор с друзьями возвращается с охоты. Солор приказывает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать ее ночью у храма. Из храма торжественной процессией выходят Великий брамин и жрецы. Начинается ритуал поклонения огню. Факиры и баядерки исполняют священные танцы. Кульминация торжества — танец прекрасной баядерки Никии. Великий брамин, покоренный ее красотой и грацией, не в силах скрыть своих чувств. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, он признается ей в любви и обещает баядерке все богатства Индии. Но Никия отвергает его пылкие признания. Магедавея сообщает Никии, что Солор придет увидеться с ней. Баядерка счастлива, она с нетерпением ждет встречи с возлюбленным. Наступает ночь. Тайное свидание Никии и Солора охраняет факир. Но Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Он решает жестоко отомстить отвергнувшей его баядерке и своему сопернику. Солор предлагает Никии бежать. Вдали от этих мест, там, где их никто не знает, они будут счастливы. Она согласна, но прежде Солор должен дать клятву верности над священным огнем. Солор клянется. 

II Картина

Дворец раджи. Утро. Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой знатного воина Солора. Входит Солор. Раджа показывает ему свою красавицу-дочь, объявляет их женихом и невестой. Воин поражен красотой Гамзатти. Но воспоминание о баядерке Никии и данной ей клятве, приводит его в замешательство. Для совершения обряда посвящения Гамзатти в невесты во дворец приглашают Никию. Вскоре появляется Великий брамин, принесший важное известие. Раджа приказывает всем покинуть зал. Чувствуя, что приход великого жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника, не ожидал такой развязки. Он напоминает Дугманте, что гибель баядерки навлечет гнев бога Вишну и настаивает на убийстве Солора, но раджа непреклонен. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает ее танцевать в день торжества. Когда Никия соглашается, Гамзатти подводит соперницу к портрету жениха и баядерка узнает в нем своего возлюбленного. Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в верности. Гамзатти требует, молит, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка говорит, что предпочтет смерть разлуке с любимым. В ярости Никия обнажает кинжал и бросается на Гамзатти. Подоспевшая невольница едва удерживает ее. Никия убегает. Гамзатти клянется, что ее соперница умрет. 

III Картина

Площадь перед дворцом раджи. Начинается празднество в честь помолвки Солора и Гамзатти. Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби и горя. Взор ее устремлен к любимому. Во время ритуального танца Никии по приказу Гамзатти вручают корзинку с цветами. Никия берет корзинку и продолжает танец. Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Это — месть Гамзатти. Великий Брамин, у которого есть противоядие, предлагает Никии спасение в обмен на ее любовь. Но баядерка предпочитает смерть. Солор склоняется над телом своей верной возлюбленной.

II Действие

Солор безутешен. Его мучает раскаяние. Факир Магедавея тщетно пытается отвлечь его от тяжелых раздумий. Страдающий Солор засыпает, и в  тумане сновидений видит царство теней, «царицей» которого является Никия. Очнувшись, Солор устремляется в храм. Он молит богов о прощении. Но поздно. Разгневанные боги наказывают Солора за преданную им любовь и он вонзает кинжал себе в сердце. Тень прекрасной Никии уводит Солора в заоблачные выси.

Завиток.png
bottom of page