

BAYADERE
"La Bayadère" is one of the most popular ballets from the "golden fund" of Russian classics. The premiere of the performance to the music of Ludwig Minkus, staged by Marius Petipa, took place in 1877. It tells the love story of a noble Indian warrior and a temple dancer in the language of dance - they fail to unite on earth, but they find each other in the realm of spirits. The ballet organically blends ideas about exotic India - the country of fakirs and maharajas - and the sublime poetry of classical dance.
The idea to write a ballet on this theme was expressed by Petipa himself, and the author of the libretto was S. N. Khudekov, a ballet historian trying his hand at dramaturgy. The apotheosis (the final solemn scene of the work) was written by the choreographer himself.
The literary source of the content of the ballet "La Bayadere" was the drama "Shakuntala" ("Sakuntala"), written by the ancient Indian poet Kalidasa. This was one of the first works of the Ancient East translated into European languages. The second source, thanks to which the main heroine became a bayadere, is called Goethe's ballad "God and the Bayadere".
Bayaderes (bayaders) were girls who were dedicated to a deity by their parents' vow or at birth and lived at the temple until the end of their lives. Bayaderes had no right to leave the temple walls without the permission of the Brahmin.
"La Bayadère" is a beautiful story about love, loyalty and betrayal, shrouded in Indian motifs, like intricate patterns. Each time the performance asks the viewer a difficult question - what to choose, to listen to the call of the heart or the voice of reason, to please earthly laws and strict rules? For more than a hundred years, the audience has been experiencing this drama together with the main characters, watching the love story of the Indian dancer Nikiya and the noble warrior Solor. A simple and clear plot, beautiful music, talented work of the scriptwriter and director, brilliant development of the choreographer - these are the components, thanks to which the performance is still successfully staged on various world stages.




Краткое содержание спектакля:
I Действие
I Картина
Военачальник Солор с друзьями возвращается с охоты. Солор приказывает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать ее ночью у храма. Из храма торжественной процессией выходят Великий брамин и жрецы. Начинается ритуал поклонения огню. Факиры и баядерки исполняют священные танцы. Кульминация торжества — танец прекрасной баядерки Никии. Великий брамин, покоренный ее красотой и грацией, не в силах скрыть своих чувств. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, он признается ей в любви и обещает баядерке все богатства Индии. Но Никия отвергает его пылкие признания. Магедавея сообщает Никии, что Солор придет увидеться с ней. Баядерка счастлива, она с нетерпением ждет встречи с возлюбленным. Наступает ночь. Тайное свидание Никии и Солора охраняет факир. Но Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Он решает жестоко отомстить отвергнувшей его баядерке и своему сопернику. Солор предлагает Никии бежать. Вдали от этих мест, там, где их никто не знает, они будут счастливы. Она согласна, но прежде Солор должен дать клятву верности над священным огнем. Солор клянется.
II Картина
Дворец раджи. Утро. Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой знатного воина Солора. Входит Солор. Раджа показывает ему свою красавицу-дочь, объявляет их женихом и невестой. Воин поражен красотой Гамзатти. Но воспоминание о баядерке Никии и данной ей клятве, приводит его в замешательство. Для совершения обряда посвящения Гамзатти в невесты во дворец приглашают Никию. Вскоре появляется Великий брамин, принесший важное известие. Раджа приказывает всем покинуть зал. Чувствуя, что приход великого жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника, не ожидал такой развязки. Он напоминает Дугманте, что гибель баядерки навлечет гнев бога Вишну и настаивает на убийстве Солора, но раджа непреклонен. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает ее танцевать в день торжества. Когда Никия соглашается, Гамзатти подводит соперницу к портрету жениха и баядерка узнает в нем своего возлюбленного. Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в верности. Гамзатти требует, молит, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка говорит, что предпочтет смерть разлуке с любимым. В ярости Никия обнажает кинжал и бросается на Гамзатти. Подоспевшая невольница едва удерживает ее. Никия убегает. Гамзатти клянется, что ее соперница умрет.
III Картина
Площадь перед дворцом раджи. Начинается празднество в честь помолвки Солора и Гамзатти. Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби и горя. Взор ее устремлен к любимому. Во время ритуального танца Никии по приказу Гамзатти вручают корзинку с цветами. Никия берет корзинку и продолжает танец. Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Это — месть Гамзатти. Великий Брамин, у которого есть противоядие, предлагает Никии спасение в обмен на ее любовь. Но баядерка предпочитает смерть. Солор склоняется над телом своей верной возлюбленной.
II Действие
Солор безутешен. Его мучает раскаяние. Факир Магедавея тщетно пытается отвлечь его от тяжелых раздумий. Страдающий Солор засыпает, и в тумане сновидений видит царство теней, «царицей» которого является Никия. Очнувшись, Солор устремляется в храм. Он молит богов о прощении. Но поздно. Разгневанные боги наказывают Солора за преданную им любовь и он вонзает кинжал себе в сердце. Тень прекрасной Никии уводит Солора в заоблачные выси.
